Входной контроль знаний Конспект лекций Тесты Контрольные вопросы Индивидуальные задания
От авторов Методические указания Модули Готовимся к экзамену Связатся с преподователем question
q

Императивы стратегии экономического и социального развития Украины

Исследования в области глобалистики, глобальных трансформаций и глобальной экономики открыли новые ее закономерности. Глобальная трансформация и интеграция — это объективные процессы. Нарастающий в последнее время “антиглобализм” является специфичной формой протеста против силовых методов глобализации со стороны США и других главных глобализаторов.
NB! Несмотря на свои огромные масштабы, глобализация уже вошла в фазу глубокого кризиса, который безостановочно углубляется. Из области финансов и экономики “глобальный капитализм” перешел в область социальную, гуманитарную и политическую. i

Неуправляемая, насильственная глобализация угрожает уже не только бедным и отсталым странам, но и странам-лидерам, не исключая и США как главного глобализатора. За короткое время внутри этого мирового процесса зародился и разворачивается его антипод — внутренний кризис. Одновременно усиливаются внешние антиглобализационные влияния, конфликты.

C! На фоне такой картины вырисовывается определенная перспектива, которая, очевидно, будет непростой. Глобализационные и антиглобализационные тенденции и конфликты усилятся. Появятся новые возможности, вызовы и угрозы, увеличатся риски неупорядоченной, неконтролируемой глобализации. Поэтому на данном переломном этапе особенно важно определить сущность, место, роль и влияние глобализации на процессы мирового и национального развития, раскрыть механизмы ее действия, выяснить пути решения проблем безопасности. Это явление можно рассматривать с двух точек зрения — как естественный, объективный процесс и как силовые, насильственные действия в интересах глобализаторов. i

Известно, что уже на своих начальных стадиях глобализация демонстрирует все новые опасности и риски, масштабы которых являются общепланетарными.
С усилением глобализации разрыв в уровнях развития  богатых и бедных стран увеличивается. Причина этого — рост неэквивалентного обмена. Статистика ООН показывает, что разница между богатыми и бедными странами по показателям производства ВВП на душу населения составила: в 1990 г. — 1: 30; 1990 — 1: 60; в 2000 г. — 1: 90. Разрыв ускоряется в прямой или косвенной связи с процессами и последствиями глобализации. Если за 31 год (1960—2000) он возрос в 2 раза, то за 10 последних лет — в 1,5 раза. Коэффициент ускорения составляет +2,0. Это примерно отвечает повышению уровня глобализации экономики, который определяется показателями увеличения экспорта и импорта ведущих стран.

Глобализация и господство корпораций ведут к изменению характера основного двигателя прогресса  капиталистической экономики — рыночной конкуренции. Она перерождается и превращается в свою противоположность. Глобальная конкуренция ведет к глобальной монополизации экономики.

Будучи видоизмененной формой рыночной конкуренции, глобальная конкуренция отнимает шансы на соревновательность не только у отдельных производителей, но и у целых стран. Многие из них под ударами глобальной монополизации производства окончательно теряют возможность достигнуть уровня международной конкурентоспособности и пополняют ряды “безнадежных” стран.

Также, выход на “свободный рынок” новых субъектов  крайне усложнен или закрыт. Происходит метаморфоза таких регулирующих институтов, как спрос и предложение: в условиях глобализации они искусственно отрываются от товара, от потребностей человека и государства.

NB! Натурально-физическая форма товара все больше замещается виртуальной формой интеллектуального товара в виде информации или услуги. Глобальные монополии отказываются удовлетворять потребности и сами создают “глобальный спрос” и “глобальное предложение”.

Новая, глобальная экономика демонстрирует тенденцию к виртуализации труда и производства. Интеллектуализация труда, собственности, производства еще больше усиливает эту закономерность.

P! Глобальная экономика дестабилизируется под ударами ажиотажной экспансии спекулятивного капитала, который быстро захватывает господствующие позиции. Дело в том, что глобальная эффективность, прибыльность, выгодность намного превышает обычную рентабельность инвестиций и капитала. Стремясь к максимальным выгодам и к спекулятивному самовозрастанию, глобальный капитал порождает мощные спекулятивные финансовые потоки, которые разрушают экономику слабых государств и дестабилизируют финансовые рынки даже сильных государств. i

Именно спекуляции глобальных корпораций привели к разрушительному мировому финансовому кризису 1997—1998 гг. При неконтролируемой и неуправляемой глобализации такие кризисы неминуемо будут повторяться, поскольку будут воспроизводиться условия их возникновения. Во время таких кризисов наибольшие потери несут финансово слабые страны. Пример России особенно характерен. Международный финансовый капитал не пришел ей на помощь, ибо это не входило в его интересы. Недавние события показали, что даже США — всесильный глобализатор, генерирующий мировые финансовые потоки, получают в ответ мощные волновые удары глобального финансового кризиса. Особенно непривлекательны перспективы новых финансово слабых стран, к которым относится и Украина.

C! Анализ мирового опыта показывает, что рыночные трансформации, не обогащенные технологическими прорывами, не могут вызвать экономическое чудо. i

Примером могут служить десятки “рыночных” стран Латинской Америки, Азии и особенно Африки, десятилетиями пребывающих в состоянии экономической деградации. С другой стороны, новые индустриальные страны — “восточноазиатские тигры” прорвали монополию главных глобализаторов и вышли на путь экономического и социального прогресса именно благодаря технологическим прорывам. В условиях глобализации чаще всего подрывается монополия элитных стран на высокие технологии.

Глобальные рынки порождают спрос настолько интенсивно и масштабно, что лидерам  не удается его удовлетворять. Образуется огромный, невиданный ранее глобальный вакуум высоких технологий, ибо новые технологические  системы будут требовать интенсивной замены новейшими. Здесь и появляется шанс для новых индустриальных стран, а также и для Украины на собственные технологические прорывы глобального масштаба и характера, основанных на глобальном заказе и глобальном спросе.
В условиях глобализации рыночные трансформации могут быть эффективными только в случае, когда они органично сочетаются с технологическими прорывами и технологическими системными трансформациями.!

Возникают две проблемы национальных стратегий развития:

  1. Интересы лидеров и глобальная конкуренция жестко ограничивают возможности технологического прорыва отсталых стран, которые не имеют достаточных инвестиций в новые высокие технологии.
  2. Такие страны не могут обеспечить комплексный, фронтальный технологический прорыв

NB! Технологические прорывы глобального масштаба и следующие за ними рыночные, финансово-экономические, социальные прорывы начинаются, как правило, на локальном, оазисном уровне технологических структур (свободные экономические зоны, технополисы, технопарки). !P!

Здесь можно выделить две основные проблемы. Первая — это проблема государственной власти, способной выработать национальную стратегию, организовать народ на работу в режиме долгосрочных сверх усилий для достижения технологических прорывов. Тогда социализация развития, в том числе создание технополисов и социополисов, обретет естественную основу. Кадры ученых и специалистов будут решать успех этого дела. Для этого нужно устранить и такое препятствие, как полное несоответствие уровня нынешних государственных руководителей масштабам и сложностям задач, стоящих перед Украиной.
Вторая проблема — отрицательное и сдерживающее влияние “глобальной власти” на технологическое развитие Украины. Главные субъекты глобализации стремятся монополизировать свое технологическое лидерство, удерживать его на всех захваченных направлениях, навязывая новым независимым странам статус среднеразвитых. По данным ООН, Украина в состоянии прокормить 1 млрд. человек. Это достаточная база для создания собственных инвестиционных ресурсов и для того, чтобы полагаться на собственные силы. Правительству Украины следует отказаться от выпрашивания кредитов у МВФ и Мирового банка.

NB! Глобализация предоставляет огромные преимущества западным странам лидерам — производителям и потребителям информационно-интеллектуальных технологий во всех их проявлениях. Но гарантии монополии на высокие технологии глобализация не дает никому. i

Поэтому возможность технологических прорывов и опережающего развития в одном или нескольких направлениях остается и у таких среднеразвитых индустриальных стран, как и Украина, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, эффективно организованной интеграцией науки и производства, а главное, современными кадрами, которые в ХХІ в. станут определяющим фактором развития. То есть решающими будут высокая мобилизационная способность, наличие политической и государственной воли, стратегия опоры на собственные силы и возможности.
Новая глобальная информационная экономика словно бы отрывается от старой индустриальной и даже постиндустриальной экономики западных стран. Она все больше становится виртуальной. Этим кардинально подрывается фондообразование в отраслях традиционной экономики. На фоне ее дезинтегрированности усиливается глобальная интеграция информационно-интеллектуальной экономики. Постепенно образуются два экономических уклада: старый индустриализм и новый интеллектуальный глобализм. Сосуществование этих двух укладов — сложный процесс, неминуемо ведущий к потрясениям и “заминкам” в глобальной технологической гонке. Старые отрасли не обогащаются новыми технологиями и, деградируя, тормозят развитие экономики в целом.
Инициаторы ускоренной и силовой глобализации и информатизации ожидали расширения рынков для традиционных отраслей, нового импульса для роста производительности труда и прибыльности, расширения границ циклических подъемов благодаря перманентно-каскадной модернизации, бескризисного движения на протяжении десятилетий. Расчет на глобализацию касался также интенсификации информационного обслуживания, ускорения финансовых потоков, повышения эффективности и окупаемости инвестиций.
Однако, как показывает опыт США, глобализация не только не ускорила, но даже затормозила процесс передачи технологий и инноваций в старые индустриальные отрасли традиционной экономики.
“Новые технологические страны” имеют собственные острые проблемы. Так, Украина на первом этапе независимости прошла трансформацию от государственного деспотического социализма до криминально-теневого капитализма.

Для Украины, как и для других европейских постсоциалистических стран, особенно опасны допущенные в США десинхронизация, дезинтегрированность, дисбаланс воспроизводственных процессов новых и старых отраслей.

Указанная интеграция требует создания особых условий — “инвестиционной среды” для привлечения масштабных инвестиций, для удержания в стране и реинвестирования произведенных прибылей.
NB! Одним из важнейших императивов глобализации является ускоренное формирование внутренней национальной институциональной среды и рыночной инфраструктуры, способных выдержать огромное давление отрицательных факторов и воспринять положительные влияния глобальных трансформаций. В условиях глобализации возрастающую роль играет инновационно-информационная внутренняя инфраструктура стран.

Развитая инвестиционная среда выступает фактором преимуществ в глобальной конкуренции. В ее составе следует выделить фондовый рынок, без которого финансовый капитал не начинает двигаться и не получает возможности выхода на глобальный простор. Важное значение имеет малый бизнес, обеспечивающий глобальным, транснациональным и национальным корпорациям перемещение инноваций в структуру внутренней экономики и ускоренное развитие. То есть речь идет о комплексной системе, стратегические финансово-инвестиционные контуры которой обеспечивают последовательные, безостановочные, долгосрочные вложения в экономику страны и расширенную реинвестицию.

Отсутствие рыночной и инновационной инфраструктуры, неразвитость институциональной среды, заблокированная либерализмом позиция государства — все это ведет к деградации экономики, препятствует ее последовательной, поэтапной интеграции в глобальное экономическое пространство.

На нынешнем этапе глобализация порождает специфическую тенденцию. Территория глобального экономического оборота сужается: он все больше концентрируется в “клубе” элитных стран (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Нидерланды, Швейцария). i

Под влиянием самодостаточности финансово-технологических достижений Запада зона глобального инвестиционного, а следовательно и экспортно-импортного пространства сжимается. В силу особых конкурентных интересов главных западных стран растет их взаимозависимость, расширяются масштабы интеграции. Западные страны, реализуя свои глобальные стратегии, вопреки собственной воле вынуждены открывать часть глобального пространства для отстающих в промышленном развитии стран, таких как Украина, и даже создают своеобразный “вакуум”, куда не могут войти.

В условиях интенсификации глобализационных процессов особая роль должна быть отведена ускорению темпов экономического развития при одновременном улучшении структуры и качественных его характеристик. Как уже отмечалось, для Украины в ее нынешнем состоянии неприемлемы традиционные западные темпы ежегодного роста экономики в 2—3 %. Только динамика в 15—20 % в год даст эффект ускоренного опережающего развития. !

Такой темп может быть достигнут за счет наиболее репродуктивных отраслей пищевой и легкой промышленности, а также путем форсированного становления малого и среднего бизнеса на новой, высоко информационно-технологической основе. А для этого нужно принять стратегические государственные решения по налоговой политике и обеспечить стимулирование народного предпринимательства. Очевидно, что на предстоящие 10—15 лет нужно освободить малый бизнес от налога на прибыль и НДС. Этим государство подорвало бы класс коррумпированных чиновников и создало надежную базу накопления национального капитала и мощный внутренний источник инвестиций, воспроизводимый на расширенной базе народной экономики.

Малый бизнес для стран переходного периода становится поистине “большим” бизнесом. Его специфическая роль выявляется и в том, что он выступает в качестве амортизатора шоковых ударов глобальной финансовой сферы, которая все более обретает характер виртуально-спекулятивной деятельности, ведущей к кризису глобального капитализма.
Украина имеет возможности принять меры к тому, чтобы новая информационная экономика (НИЭ) насыщала старую индустриальную экономику. Такая стратегия может обеспечить общий ускоренный подъем и конкурентоспособную интеграцию в европейские экономические структуры, которые также пока отстают в гонке за глобальными лидерами.
Транснациональные корпорации и страны Запада стремятся к монополизации инноваций и к максимальной закрытости их в “элитном круге”. Трансферт высоких технологий и инноваций в отстающие страны всячески тормозится. Монополизация инноваций ведет к подавлению международной конкуренции в области технологий. Это дает стран Запада только временный эффект, а затем вызывает потери.
C! В политическом и стратегическом плане Украина совместно с другими странами на межгосударственной арене должна бороться за то, чтобы объединенными усилиями повернуть глобальный капитализм и глобализацию экономики в сторону социализации рыночного развития всех стран. Эта цель должна стать императивом внешнеполитической стратегии Украины. Для того чтобы интегрироваться на региональном (Европа) и глобальном уровне, экономика Украины должна быть глубоко интегрированной  на национальном уровне.
Глобализация экономики не может отменить национального уровня управления, уровня наций-государств с их специфичными условиями и проблемами. Координация деятельности национальных правительств усилится на уровне международных организаций (ООН, МОТ и др.), перед ними стоит задача разработать Кодекс поведения стран на этапе глобализации.

В этом Кодексе страны-глобализаторы должны отказаться от механизма силового распределения и перераспределения мировых богатств в свою пользу. Поведение всех стран должно отвечать объективной природе и закономерностям экономических процессов. Экспансия должна уступить место кооперированию и “глобальной демократии”.
В нынешней международной ситуации страны с переходными экономиками жестко травмируются внезапной открытостью и потерей “экономической компрессии”, попадают в долговую зависимость. Задача этих стран — обеспечить свою экономическую безопасность и защищать национального производителя до тех пор, пока не будет достигнут необходимый уровень международной конкурентоспособности.

C! Использование общепринятых космополитических подходов в процессе формирования модели международного поведения для Украины пока не приемлемы. Поскольку они не имеют ничего общего с подходами, которые базируются на оценке потенциала страны с позиции национальных преимуществ, отображенных современной институциональной теорией Портера—Ругмана—Даннинга.!

Следовательно, задачи, которые должны быть решены страной с переходной экономикой, должны сводиться к следующему:

  1. Необходимость новой институциональной политики международного экономического поведения: степень и направления международной открытости определяются интересами общества, а не отдельных личностей.
  2. Реализация принципа автаркии, которая состоит в мобилизации внутреннего экономического потенциала и укреплении национальных структурообразующих отраслей, формировании целостной независимой экономики на основе создания рациональной национальной структуры производства, ориентированной на отечественного потребителя, целенаправленной поддержке и стимулировании субъектов национальной экономики как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
  3. Структурному автаркическому экспансионизму: формированию конкурентоспособных отраслей, через которые будет осуществляться структурная экономическая экспансия.

Важно, чтобы идея проведения автаркии не переросла в идею тотального экспансионизма, не выходила за рамки здравого смысла, как это было в разное время с Германией или сегодня.!

Кроме того, следует остерегаться чрезмерного увлечения доктриной автаркии. Поскольку эта проблема многогранна: автаркия, хоть и в видоизмененном виде, во многих случаях приводит к противоположным результатам, например, исключает страну, полностью или частично, из конкурентного пространства, обуславливает формирование неэффективной общественно-экономической структуры.

NB! Определение перспектив развития Украины как структурного элемента мирохозяйственных процессов должно отвечать одновременно требованиям автаркии и глобализации как единства противоположностей, учитывать особенности интеграционных процессов, быть ориентированными на сочетание национальных, региональных и глобальных интересов. i

В сложившейся ситуации странам с переходной экономикой в процессе присоединения к ВТО необходимо провести анализ своей экономической стратегии и торговой политики на соответствие нормам ВТО, чтобы определить и отстаивать свои национальные интересы на переговорах. Им следует определить конкурентоспособные на мировом рынке сектора национальной экономики и позицию страны по защите социально важных секторов и “зарождающихся” конкурентоспособных отраслей промышленности.
Необходимо также решить вопрос перехода стран СНГ в группу полноправных стран — членов ВТО без применения к ним какого-либо специального режима “для стран с нерыночной экономикой”. Имеется в виду ликвидация в ведущих развитых странах остаточных элементов торговых режимов, которые по-прежнему имеют дискриминационный характер в отношении стран с переходной экономикой. В частности, США отказываются предоставлять на безусловной основе режим наиболее благоприятствуемой нации.

Эволюционный путь вхождения в мировое сообщество предполагает постепенный допуск на внутренний рынок стран Содружества иностранного капитала и современных технологий из дальнего зарубежья для задействования их в первую очередь в отраслях перерабатывающей промышленности. Это позволит интегрирующимся государствам повысить уровень развития производительных сил, сформировать прогрессивную структуру экономики, наладить выпуск качественной продукции. Осуществляя такую стратегию, Содружество должно обеспечивать скоординированность действий всех его участников по отношению к отдельным странам, региональным группировкам и международным организациям.
Важно внедрять такие формы и механизмы экономического сближения, которые достаточно эффективны, несмотря на существенные различия в национальных хозяйственных системах. Немало предстоит сделать и для создания равных условий производственной и предпринимательской деятельности, взаимосогласованной структурной перестройки и технического перевооружения экономик. Страны-члены СНГ имеют материальные, исторические, идеологические и этнокультурные основания для коллективного встраивания в мировую экономику. В условиях нарастающей глобализации — это единственный шанс создать социально ориентированное рыночное хозяйство.

На первую страницу
Дополнительная литература
Учебный план
Вернуться вверх

Электронный курс "Международные стратегии экономического развития" разработан аспирантом, ассистентом кафедры "Международная экономика" Пивоносовым М.Ю.

по вопросам и предложениям обращаться: pivonosovm@inbox.ru

©ДонНУ, 2008г.